9 февраля — День работника гражданской авиации: история и традиции праздника
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
В России ежегодно 9 февраля свой профессиональный праздник отмечают работники гражданской авиации, обеспечивающие бесперебойную и безопасную работу воздушного транспорта. В 2025 году дата приходится на воскресенье. Об истории и традициях ее празднования читайте в материале «Известий».
День работника гражданской авиации – 2025: история праздника 9 февраля
Хотя авиационная отрасль России отмечала свой профессиональный праздник и ранее, официально День работника гражданской авиации был утвержден указом президента РФ в 2013 году. Дата была приурочена к дню основания отечественного воздушного флота.
Именно 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Эти решения положили начало развитию гражданской авиации в стране.
История создания гражданской авиации в России
Бурное развитие авиация в России пришлось на начало XX века. Изначально оно происходило преимущественно в военных целях. Однако уже в 1910-х годах появились первые инициативы по использованию самолетов для перевозки пассажиров и грузов.
10 декабря 1913 года в небо над Санкт-Петербургом поднялся первый в истории России пассажирский самолет — четырехмоторный биплан «Гранд», созданный конструктором Игорем Сикорским. Это революционное для того времени воздушное судно было разработано и построено на русско-балтийском военном заводе. Оно было оборудовано закрытой пассажирской кабиной, а салон был оснащен системами обогрева и освещения, имел ресторан, комнаты для сна, ванну и туалет.
Впоследствии «Гранд» прошел еще несколько испытаний. 12 февраля 1914 года самолет с 16 пассажирами на борту и собакой совершил несколько кругов над Санкт-Петербургом и пригородами. А 16 июня того же года детище Сикорского отправилось в свой первый дальний рейс. Инженер лично управлял им во время исторических полетов.
Результаты испытаний подтвердили перспективность многомоторных самолетов и стали важной движущей силой развития гражданской авиации. Этот перелет открыл начало новой эры пассажирских авиаперевозок, а идеи, заложенные в конструкции «Гранда», впоследствии были реализованы в классическом «Илье Муромце» — первом в мире серийном пассажирском самолете. Таким образом, Россия оказалась среди пионеров в создании крупногабаритных воздушных судов, способных перевозить несколько человек одновременно.
После Октябрьской революции в СССР началась активная работа по развитию воздушного транспорта.
«Дерулюфт», созданное в 1921 году для организации перевозок по маршруту Кенигсберг – Москва грузопассажирскими самолетами Fokker F III РР1. Линия была открыта как почтовая, но уже 10 мая из Москвы в Кенигсберг отправились Сергей Есенин с Айседорой Дункан. Первые два года самолеты возили лишь чиновников, дипломатов и VIP-персон. С 1924 года начались перевозки всех желающих, а с 1926-го на ней стали осуществляться ночные полеты — одни из первых в мире.
9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Этот день стал отправной точкой в истории отечественной гражданской авиации.
В июне того же года в стране была открыта первая регулярная гражданская авиалиния, она связала Москву и Нижний Новгород. Полеты выполнялись на немецких самолетах Junkers F 13. В течение следующих лет сеть авиамаршрутов быстро расширялась, охватывая новые регионы СССР.
В 1932 году все воздушные перевозки страны были объединены под управлением «Аэрофлота» — крупнейшей на тот момент авиакомпании мира. В этот период активно разрабатывались и вводились в эксплуатацию отечественные самолеты. К концу 1930-х годов советская гражданская авиация уже выполняла регулярные рейсы внутри страны, а также начала осваивать международные маршруты.
В годы Великой Отечественной войны пассажирские самолеты использовались для военных целей: эвакуации, транспортировки грузов и раненых.
В 1950-е годы началась эра реактивной авиации. В 1956 году СССР первым в мире запустил в эксплуатацию пассажирский реактивный самолет Ту-104, что стало прорывом в авиационной отрасли.
Во второй половине XX века гражданская авиация СССР переживала период расцвета. Было разработано множество новых самолетов, включая легендарные Ил-62, Ту-134, Ту-154 и Ил-86.
После распада СССР в 1991 году государство перестало быть монополистом авиаперевозок, а сама отрасль пережила сложный период реформ. С начала 2000-х годов появились новые авиаперевозчики, активно развивались аэропорты. В 2010-х годах в эксплуатацию поступили современные российские самолеты, такие как Сухой Superjet 100.
Сегодня гражданская авиация России занимает ведущие позиции в мире по объему перевозок, количеству рейсов и развитости авиационной инфраструктуры.
Традиции празднования Дня работника гражданской авиации
9 февраля на предприятиях гражданской авиации проводятся торжественные мероприятия. Министерство транспорта РФ, Росавиация и авиакомпании поздравляют сотрудников, отмечая их заслуги и вклад в развитие отрасли. Проводятся награждения лучших работников, вручаются почетные грамоты и благодарности.
В этот день проходят конференции и круглые столы, представители отрасли обсуждают актуальные вопросы развития авиации, безопасности полетов, а также перспективы авиаперевозок. В крупных городах для молодежи проводятся встречи с ветеранами авиации, экскурсии в авиашколы.
Также в авиационных музеях организуют тематические выставки, где можно познакомиться с историей развития отрасли, увидеть фотографии самолетов прошлых лет, сравнить их с современными технологиями.
Кого и как поздравить с Днем работника гражданской авиации
В этот день поздравления принимают все специалисты, связанные с гражданской авиацией, пилоты, бортпроводники, авиационные инженеры и техники, диспетчеры, сотрудники наземных служб. «Известия» подготовили несколько примеров поздравлений.
«Уважаемые работники гражданской авиации! Ваш труд — залог безопасных перелетов, надежности воздушного сообщения и комфорта пассажиров. Пусть каждый рейс будет успешным, небо — ясным, а в жизни всегда сопутствуют удача, здоровье и благополучие. С праздником!»
«Поздравляем вас с Днем гражданской авиации! Ваши профессионализм, выдержка и ответственность обеспечивают бесперебойную работу воздушного транспорта. Благодарим вас за преданность делу, трудолюбие и вклад в развитие авиации. Пусть работа приносит радость, а каждый полет будет безопасным и успешным!»
«Поздравляем вас с Днем работника гражданской авиации. Пилоты, бортпроводники, инженеры, диспетчеры, техники и наземный персонал — каждый из вас играет важную роль в этом сложном механизме. Желаем вам профессиональных успехов, безаварийных полетов и благодарных пассажиров!».
Ранее «Известия» рассказали о традициях празднования в начале декабря Международного дня гражданской авиации.
iz.ru/1834852/2025-02-08/9-fevrala-den-rabotnika-grazdanskoi-aviacii-istoria-i-tradicii-prazdnika