Предложение следует: РФ, США и Украина готовятся ко второму дню переговоров
Даниил Сечкин Фото: UAE Ministry of Foreign Affairs/Handout via REUTERS
Нынешние переговоры в ОАЭ должны стать прологом для более конкретных договоренностей по урегулированию украинского кризиса, заявили «Известиям» в Совфеде. При этом пока стороны не сообщают о каких-либо результатах первого дня нового раунда встреч в Абу-Даби. Позиции экспертов относительно его перспектив разделяются. Пока одни указывают на возможный успех, другие считают, что до реального прорыва еще далеко. О том, на каком фоне проходят встречи в ОАЭ и к чему могут прийти стороны, — в материале «Известий».
Первый день нового раунда
Встреча в Абу-Даби, как и в предыдущий раз 23–24 января, прошла в закрытом формате: никаких пресс-конференций не состоялось. В Кремле подчеркнули, что пока не планируют публиковать сообщения о ходе переговоров. Работа должна продолжиться 5 февраля.
Власти ОАЭ выразили надежду на прогресс. В МИД страны отметили, что он возможен на основе результатов первого раунда. Хотя об итогах говорить пока трудно, не исключено, что встреча в ОАЭ может стать прологом для конкретных договоренностей об урегулировании украинского кризиса, считает председатель комитета Совфеда по международным делам Григорий Карасин.
— Конечно, они должны стать прологом. Но будем надеяться на то, что этот пролог состоится. Зависит от договороспособности сторон. Не всегда получается, — сказал он «Известиям».
Российская делегация прибыла в ОАЭ еще ночью. Ее возглавляет начальник Главного управления Генерального штаба ВС России Игорь Костюков. Любопытно, что вскоре после приземления в Эмиратах спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев опубликовал фото Абу-Даби с борта самолета. При этом неизвестно, участвовал ли он в обсуждениях.
В делегацию США вошли спецпосланник президента Стив Уиткофф, зять Дональда Трампа Джаред Кушнер, комиссар Федеральной службы по закупкам Джош Грюнбаум и командующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Алексус Гринкевич. Украинскую группу возглавил секретарь СНБО Рустем Умеров. Он раскрыл «кухню» переговорного процесса: работа идет «челночным» методом. Сначала позиции шлифуют в профильных группах, а затем сводят в единый массив на общих сессиях. Украина и США назвали прошедшую встречу продуктивной.
Комментируя переговоры, глава Госдепа Марко Рубио подчеркнул, что сам факт их проведения — это хорошая новость, и отметил, что США намерены их продолжать. Также Рубио сказал, что масштаб достигнутого прогресса будет оставаться неизвестным до явного прорыва.
Тем временем в информационном поле уже обсуждаются контуры будущих соглашений. Ряд СМИ со ссылкой на источники сообщают: диалог ведется с пониманием того, что Украина не станет членом НАТО. При этом глава МИД России Сергей Лавров предупредил: если Киев привез в ОАЭ идеи генсека альянса Марка Рютте (тот накануне в раде намекал на ввод «коалиции желающих» на Украину), то об урегулировании можно забыть. «Это снова покажет, что Зеленский не хочет мира», — сказал Лавров.
Дополнительную напряженность создала ситуация вокруг так называемого энергетического перемирия, длившегося с 25 января по 1 февраля. Владимир Зеленский попытался убедить Белый дом, что Россия нарушила обещание не бить по энергосетям, потребовав от Дональда Трампа реакции. Однако американский лидер на уловку Зеленского не поддался. Утром 4 февраля Дональд Трамп фактически дезавуировал претензии Киева, заявив, что Владимир Путин свое слово держит и ударов в течение недели не наносилось.
Давление на Киев усиливается
Вашингтон заявляет, что при посредничестве американской стороны удалось «сузить ряд проблем до одной центральной», имея в виду территориальный вопрос. При этом план по гарантиям безопасности уже, мол, согласован. Речь идет об отправке европейского военного контингента на Украину, который в случае угрозы получит защиту от США.
Согласно заявлению Сергея Лаврова, России неизвестно, о каких гарантиях безопасности договорились США и Украина. Помощник российского президента Юрий Ушаков заметил, что вопрос территорий ключевой в урегулировании, но «множество других осталось на повестке дня». В Киеве считают, что эта тема должна обсуждаться на уровне лидеров.
Москва настаивает на окончательном выводе ВСУ из Донбасса, подчеркивая, что РФ в любом случае его освободит и вопрос заключается лишь в сроках. Киев же категорически отвергает односторонний отвод войск, настаивая на заморозке конфликта по текущей линии фронта и прекращении огня.
Эксперты указывают на жесткий прессинг, под которым сегодня находится Киев. Как отметил в беседе с «Известиями» французский политический аналитик Ксавье Моро, Украина испытывает военное давление со стороны России и внутреннее — от подконтрольных США антикоррупционных органов.
— Так что я скорее оптимистичен. Я не говорю, что переговоры в Абу-Даби сразу же дадут результат, но мы находимся в цикле, который, по сути, начался в Анкоридже и, как я думаю, завершится в этом году по крайней мере прекращением боевых действий с более или менее вынужденным выводом «натовско-киевских» войск из Донбасса, — отметил он.
При этом реальное мирное соглашение пока не просматривается, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. По его словам, сейчас ведутся лишь «разговоры о переговорах».
— Пока я не вижу перспектив урегулирования в юридическом смысле. Трамп может предлагать лишь некую сделку, которая фактически напоминает «Минск-3»: «временно не временно, давайте проведем линию разграничения, а дальше займемся бизнесом». В этой логике нет международного права — это не правовой подход, а хозяйственный: «сегодня мое, завтра ваше», как в примере с Гренландией, — пояснил собеседник «Известий».
По мнению Васильева, такой подход оставляет нерешенными ключевые вопросы — наличие у Украины 800-тысячной армии и присутствие сил НАТО, что в будущем неизбежно приведет к попыткам реванша. Пока юридические и силовые противоречия не будут урегулированы, ждать перемен за столом переговоров не стоит, подчеркнул эксперт.
Тем не менее было бы преждевременным утверждать, что подобные контакты лишены практического смысла. По итогам раунда 23–24 января западные СМИ со ссылкой на источники отмечали, что дискуссии прошли в атмосфере взаимного уважения: стороны затрагивали максимально острые темы, и прямой разговор никого из участников не отпугнул.
Более того, пресса также писала, что встреча «не была безрезультатной», хотя конкретика проявится лишь со временем. Украинские источники через издание Axios и вовсе называли итоги позитивными и конструктивными. Подтверждение этим оценкам пришло уже 29 января, когда Россия и Украина провели масштабный обмен телами погибших: Киев получил 1 тыс. тел военнослужащих, российская сторона — 38.
К слову, последний сопоставимый эпизод был зафиксирован еще в ноябре, при этом нынешний обмен стал одним из крупнейших для украинской стороны за всё последнее время. Помощник президента России Владимир Мединский пояснил, что этот шаг стал возможен благодаря договоренностям, достигнутым еще в рамках «стамбульского трека». Впрочем, Киев свернул этот переговорный формат в конце 2025 года.
Ключевыми итогами встреч в Турции (16 мая, 2 июня и 23 июля 2025 года) стали обмены пленными и телами погибших военных. Однако Киев активно критиковал Москву за якобы «недостаточный вес» переговорщиков. Тот факт, что российскую группу в Стамбуле возглавлял Владимир Мединский, Киев использовал как предлог, чтобы назвать переговоры несерьезными. Однако в Абу-Даби характер переговоров изменился. И со стороны Украины обвинения в «несерьезности» российского представительства больше не звучат.
Переговоры по украинскому кризису в ОАЭ: что ожидает стороны
